Тесовское Транспортное Управление
В 120 километрах от Санкт-Петербурга расположена станция Рогавка и поселок городского типа «Тёсово-Нетыльский» Новгородской области. Здесь размешалось одно из крупнейших торфопредприятий объединения "Ленторф"- Тёсовское. По мере увеличении количества добываемого торфа и открытия новых торфопредприятий в 1951 г: было основано Тёсовское Транспортное Управление (ТТУ), которое занималось добычей, транспортировкой и перегрузкой торфа. Это предприятие долгое время гремело как одно из передовых предприятий в отрасли. В 30-х годах 20 века на севере Приильменской низменности в болотистой местности, носившей имя Тёсова, началась добыча торфа. Там появились новые поселения торфоразработчиков, которые потом объединили в один поселок - Тёсово-Нетыльский. Для вывозки торфа была построена узкоколейная железная дорога с паровой и мотовозной тягой. Были построены рабочие поселки неподалеку от озера Тигода, торф предполагали отправлять на ГР К-8( Невдубстрой) и ТЭЦ-5(Ленинград), но началась война. По этой местности проходила линия обороны, и большая часть торфоразработок была оккупирована немцами. После войны узкоколейку восстановили в кротчайшие сроки, торф перегружали в вагоны широкой колеи и по существующей с :1926 г. жд ветке Новолисино - Новгород отправляли потребителю. В середине 50-х годов началось строительство рабочих поселков Тесово-2,4, в поселке Тёсово-Нетыльский деревянные дома заменили на каменные, производства Тёсовского домостроительною комбината. В поселках построили типовые депо. На станции Тёсово-1 (она же Тёсово-Нетыльский) было построена эстакада для перегрузки торфа, локомотивно-вагонное депо. На дороге внедрялась светофорная сигнализация, связь на локомотивах. На узкоколейке было организовано пассажирское движение на поселок Тёсово-2, основными локомотивами были паровозы.
К 1970 году была проведена полная реконструкция пути, укладывали бетонные шпалы, произведенные в Тёсово-Нетыльском. На стрелках были установлены электрические привода, в качестве блокировки была радиосвязь между станциями. На дороге внедрялись новые путевые, торфодобывающие машины, разрабатывался новый подвижной состав в местном конструкторском бюро. На узкоколейке появились тепловозы ТУ4 и ТУ7. Вывозка торфа достигла огромных размеров - торфопредприятия работали круглые сутки, а по узкоколейке вывозилось по 50, а то и 70 вагонов торфа, но 40 поездов в день. Со станции Рогавка уходило, но 12 ш.к. составов.
В год своего 40-летия ТТУ было ликвидировано, а все имущество было передано нескольким торфопредприятиям. 1994 год- переломный для жизни дороги. Главные потребители отказались от торфа, добыча торфа упала практически до нуля, его вывозили для нужд поселковых котельных. Подвижной состав начали продавать или резать, рельсы тоже сдавали на металл. 190-километровую ж.д. систему стали уничтожать: разобрали путь иаТесово-4, в 1995 году прекратилось движение на Тесово-2, а в 2002 году путь туда разобрали. Дождливое лето 2003 и 2004 решили судьбу торфопредприятия -закрытие (из-за влажности нарушается технология добычи торфа). Тесово-2 и Тесово-4 были ликвидированы, в Тесово-1 котельные перевели на уголь, но сухое лето 2005 года сыграло большую роль- торфа добыли очень много. Зимой 2005-06 вывозили по 12 вагонов в день на нужды 3-х котельных в Тесово-Нетыльском. Появляется интерес к торфу, а вместе с ним надежда на жизнь дороги.
Сейчас используется 18 километров петли вокруг озера Тигода, около 20км. заброшено. На дороге 1 тепловоз ТУ6П-050, самоходные электростанции ЭСУ2А-179 и 399, ЭСУ1-274 (переоборудован в самоходный снегоочиститель). Работает 1 путеукладчик, есть множество уникальною подвижного состава. Узкоколейка планирует жить, как минимум, шесть лет. (Информация предоставленна Международным клубом Узкоколейка "МКУ".16.04.2006 год)
Фотографии:
01. Ж.Д. ВОКЗАЛ "РОГАВКА" (16.04.2006 ГОД)
02. Ж.Д. СТАНЦИЯ "РОГАВКА" (16.04.2006 ГОД)
04. 4-ПОСТ. ЭСУ2-174 (16.04.2006 ГОД)
05. 4-ПОСТ. ЭСУ2-174 С ВАГОНАМИ ГРУЖЁННЫМИ ТОРФОМ (16.04.2006 ГОД)
06. ВСЁ ТОЖЕ ТОЛЬКО ПОБЛИЖЕ (16.04.2006 ГОД)
07. 4-ПОСТ. ВИД С ЭСУ2-174 (16.04.2006 ГОД)
08. ПЛУЖНЕВЫЙ СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ (16.04.2006 ГОД)
09. БЫВШИЙ ПТО (16.04.2006 ГОД)
10. ВИД НА ПЛУЖНЕВОЙ СНЕГООЧИСТИТЕЛЬ. 4-ПОСТ (16.04.2006 ГОД)
11.ПУТЬ К ДЕПО. СТ. Т.П.Ж.Т. (16.04.2006 ГОД)
12. ПУТЬ К ДЕПО (16.04.2006 ГОД)
14. СТ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПОСЁЛОК. (16.04.2006 ГОД)
15. ПЛОЩАДЬ ТУПИК. (16.04.2006 ГОД)
17. П/М, "ПАПА-БОЛТ", МАШИНИСТ И ПРОСТО МАЛЬЧИК, КОТОРЫЙ ПОМОГАЕТ ЛОК. БРИГАДЕ (16.04.2006 ГОД)
18. ПОСЕЛКОВАЯ КОТЕЛЬНАЯ. ВЫГРУЗКА ТОРФА. (16.04.2006 ГОД)
19. НЕРАБОТАЮЩИЙ УЧАСТОК БЛИЗЬ СТ. 9-ПОСТ (16.04.2006 ГОД)
20. БЫВШИЙ ТОРФЯНОЙ КАРЬЕР (16.04.2006 ГОД)
21. УЧАСТОК БЕЗ РЕЛЬСА. СВОРОВАЛИ (16.04.2006 ГОД)
22. СТ.9-ПОСТ (16.04.2006 ГОД)
23. РАЗБИТЫЕ ЭСУ2А И ТУ4-1030, ВОЗЛЕ ДЕПО. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
24. ЛЮДИ ЕДУТ НА "ПИОНЕРКЕ" НА ПОЛЯ. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
25. СТАНЦИЯ ТППЖТ. ЭСУ2А-179 С ВАГОНАМИ ПВ40т (48-051), У ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
26. СТАНЦИЯ ТППЖТ. ВАГОН ПВ40т (48-051) С ЭСУ2А-179, У ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
27. ПУТИ НА НЕИСПОЛЬЗУЕМОМ УЧАСТКЕ. 1 КИЛОМЕТР. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
28. НАЧАЛО НЕДЕЙСТВУЮЩЕГО УЧАСТКА. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
29. ЗАБРОШЕННАЯ ТОРФОУБОРОЧНАЯ МАШИНА НА НЕДЕЙСТВУЮЩЕМ УЧАСТКЕ. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
30. СТРЕЛОЧНЫЙ ПЕРЕВОД С КОТЕЛЬНОЙ В СТОРОНУ 4 ПОСТА/ С НЕДЕЙСТВУЮЩЕГО УЧАСТКА. 4 ИЮНЯ 2006 ГОД.
31. ПУТЬ С КОТЕЛЬНОЙ НА ПОСТ №4. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
32. ПУТЬ НА КОТЕЛЬНУЮ (БОЛЬНИЦУ). 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
33. ЗА 100 МЕТРОВ ОТ БОЛЬНИЦЫ. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
34. ПРЯМО КОТЕЛЬНАЯ, ПО ОТКЛОНЕНИЮ ПО СТРЕЛОЧНОМУ ПЕРЕВОДУ НАЛЕВО К БОЛЬНИЦЕ. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
35. ТУПИК У КОТЕЛЬНОЙ. 4 ИЮНЯ 2006 ГОД.
36. "САМОХОДНАЯ" ДРЕЗИНА. 4 ИЮНЯ 2006 ГОД.
37. "ПИОНЕРКА" С ПРИЦЕПОМ. 4 ИЮНЯ 2006 ГОД.
38. В СТОРОНУ ПОЛЕЙ. ТУ6П. 4 ИЮНЯ 2006ГОД.
39. ТУ6П В СТОРОНУ 4 ПОСТА. 18 ИЮНЯ 2006ГОД.
40. ТУ6П ОКОЛО 4 ПОСТА. 18 ИЮНЯ 2006ГОД.
41. ТУ6П, ОКОЛО ПУТЕУКЛАДЧИКА. 18 ИЮНЯ 2006ГОД.
42. ЭСУ2-399, С ВАГОНОМ ПВ51 И ПЛАТФОРМОЙ. ОКОЛО 4 ПОСТА. 22 ИЮЛЯ 2006ГОД.
43. ОДИНОЧНЫЙ ЭСУ2-399 ОКОЛО 4 ПОСТА.ФОТО-01. 22 ИЮЛЯ 2006ГОД.
44. ОДИНОЧНЫЙ ЭСУ2-399, ОКОЛО 4 ПОСТА. ФОТО-02. 22 ИЮЛЯ 2006ГОД.
45. ОДИНОЧНЫЙ ЭСУ2-399, РЯДОМ С ПУТЕУКЛАДЧИКОМ. ОКОЛО 4 ПОСТА. 22 ИЮЛЯ 2006ГОД.
46. ЭСУ2-399, С ВАГОНОМ ПВ51 И ПЛАТФОРМОЙ. ОКОЛО 4 ПОСТА. 22 ИЮЛЯ 2006ГОД.
47. ЭСУ2-399, С ВАГОНОМ ПВ51 И ПЛАТФОРМОЙ, ЧУТЬ ДАЛЬШЕ. 22 ИЮЛЯ 2006ГОД.
48. ЭСУ2-399, С ВАГОНОМ ПВ51 И ПЛАТФОРМОЙ, ОКОЛО ПУТЕУКЛАДЧИКА. 22 ИЮЛЯ 2006ГОД.
49. ЭСУ2-399, С ВАГОНОМ ПВ51 И ПЛАТФОРМОЙ, НАПРОТИВ СТРЕЛОЧНОГО ПОСТА№4. 22 ИЮЛЯ 2006ГОД.
50. ЗАРОСШИЕ ТРАВОЙ ПУТИ ОКОЛО КОТЕЛЬНОЙ. 21 ИЮЛЯ 2006ГОД.
51. ПУТЬ НА ПОЛЯ. НОЧЬЮ. 22 ИЮЛЯ 2006ГОД.
52. ТУ6П ОКОЛО ДЕПО. 5 АВГУСТА 2006ГОД.
53. ОСТАНКИ ОТ ТУ4, ОКОЛО ДЕПО. 5 АВГУСТА 2006ГОД.
54. ОСТАНКИ ОТ ЭСУ2а-475, ОКОЛО ДЕПО. 5 АВГУСТА 2006ГОД.
55. ЭСУ2а-179 НОЧЬЮ ОКОЛО 4 ПОСТА, ЗАДНЯЯ СТОРОНА. 6 АВГУСТА 2006ГОД.
56. ЭСУ2а-179 НОЧЬЮ ОКОЛО 4 ПОСТА, ПЕРЕДНЯЯ СТОРОНА. 6 АВГУСТА 2006ГОД.
57. ПУТИ, ПОЗДНО ВЕЧЕРОМ, ОКОЛО ПАМЯТНИКА. 6 АВГУСТА 2006ГОД.
58. ПАМЯТНИК ПОСВЯЩЁННЫЙ 16ти ПАРТИЗАНАМ ПОГИБШИМ 31 МАЯ 1942 ГОДА В ЖЕСТОКОМ БОЮ С ФАШИСТАМИ. 6 АВГУСТА 2006ГОД. Памятник расположен ближе к 7 посту. Изготовлен памятник из труб используемых для перекачки гидроторфа.
59. МЕМОРИАЛЬНАЯ ТАБЛИЧКА НА ПАМЯТНИКЕ.
60. РАЗРУШЕННЫЙ 2 КОРПУС ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО. ФОТО 01. 6 АВГУСТА 2006ГОД.
61. РАЗРУШЕННЫЙ 2 КОРПУС ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО. ФОТО 02. 6 АВГУСТА 2006ГОД.
65. "УШИРЕНИЕ" В КРИВОЙ. 7 АВГУСТА 2006ГОД.
66. "ДРЕЗИННЫЙ ПОЕЗД" СОСТОЯЩИЙ ИЗ МОТОДРЕЗИНЫ И ПРИЦЕПА. 7 АВГУСТА 2006ГОД.
67. РЕЛЬСОШПАЛЬНАЯ РЕШЁТКА. ФОТО 01. 09.09.2006ГОД
68. РЕЛЬСОШПАЛЬНАЯ РЕШЁТКА. ФОТО 02. 09.09.2006ГОД
69. "ЗЕЛЁНЫЙ УЖАС". 09.09.2006ГОД.
70. ВАГОННАЯ ТЕЛЕЖКА. 09.09.2006ГОД.
71. ТОРФОПОЛЯ. ФОТО 01. 09.09.2006ГОД.
72. ТОРФОПОЛЯ. ФОТО 02. 09.09.2006ГОД.
73. ВАГОН "ТСВ". НА ЗАБРОШЕННЫХ СТАНЦИОННЫХ ПУТЯХ. 09.09.2006ГОД.
74. ПУТЬ В СТОРОНУ 9 ПОСТА. 09.09.2006ГОД.
75. ОПРОКИНУТЫЙ ВАГОН "ТСВ" НА ЗАБРОШЕННЫХ СТАНЦИОННЫХ ПУТЯХ. 09.09.2006ГОД.
76. ТЕЛЕЖКА ОПРАКИНУТОГО ВАГОНА "ТСВ". 09.09.2006ГОД
77. ОПРОКИНУТЫЙ ВАГОН "ТСВ", НА ЗАБРОШЕННЫХ СТАНЦИОННЫХ ПУТЯХ. 09.09.2007ГОД
79. ПУТЬ НА КОТЕЛЬНУЮ И БОЛЬНИЦУ ГЛУБОКОЙ НОЧЬЮ. 30.04.2007ГОД
80. ВАГОН ПВ51, НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ....ФОТО 01. 30.04.2007ГОД
81. ВАГОН ПВ51, НА ФУТБОЛЬНОМ ПОЛЕ....ФОТО 02. 30.04.2007ГОД
82. СИГНАЛЬНЫЙ ЗНАК "СВИСТОК". ПРИ ПОДЪЕЗДЕ К ПЕРЕЕЗДУ 4 ПОСТА. 30.04.2007ГОД.
83. БЫВШАЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ. СТ.4 ПОСТ. 30.04.2007ГОД
84. ВАГОН ПВ51-6280 НА СТ.4 ПОСТ. 30.04.2007ГОД.
86. ТОРФ НА ЭКСПОРТ. 30.04.2007ГОД.
88. ПУТЕУКЛАДЧИК, ОКОЛО СТ.4 ПОСТ. ФОТО 01. 30.04.2007ГОД.
89. ПУТЕУКЛАДЧИК, ОКОЛО СТ.4 ПОСТ. ФОТО 02. 30.04.2007ГОД.
90. ПЕРЕЕЗД У СТ.4 ПОСТ, ГЛУБОКОЙ НОЧЬЮ. 30.04.2007ГОД
91. КОТЕЛЬНАЯ ГЛУБОКОЙ НОЧЬЮ. 30.04.2007ГОД.
92. ТОРФОПЕРЕГРУЗ У КОТЕЛЬНОЙ ГЛУБОКОЙ НОЧЬЮ. 30.04.2007ГОД.
93. ТОРФОПЕРЕГРУЗ. 30.04.2007ГОД.
94. ПОГРУЗКА СЕНА. СТ.4ПОСТ. 30.04.2007ГОД.
95. ТОРФОПОЛЯ. ПУТЬ В СТОРОНУ 9 ПОСТА. 09.09.2007ГОД.
96. ПУТЬ В СТОРОНУ СТ. 4 ПОСТ. 09.09.2007ГОД.
97. ПУТЬ В СТОРОНУ СТ. 4 ПОСТ. 09.09.2007ГОД.
98. ЭСУ2а-179. СТ.4ПОСТ.ФОТО-01 09.09.2007ГОД.
99. ЭСУ2а-179. СТ.4ПОСТ.ФОТО-02 09.09.2007ГОД.
100. ЭСУ2а-179, С ВАГОНАМИ "ТСВ".СТ.4 ПОСТ. ФОТО 01 09.09.2007ГОД.
101. ЭСУ2а-179, С ВАГОНАМИ "ТСВ".СТ.4 ПОСТ. ФОТО 02 09.09.2007ГОД.
102. ЭСУ2а-179, С ВАГОНАМИ "ТСВ".СТ.4 ПОСТ. ФОТО 03 09.09.2007ГОД.
103. ЭСУ2а-179, ЕДЕТ ПО СТ.4 ПОСТ. 09.09.2007ГОД.
104. ПУТЬ В СТОРОНУ 9 ПОСТА. 09.09.2007ГОД.
105. ТУ6П ОКОЛО 4 ПОСТА. 14.06.2008ГОД.
106. ТУ6П ОКОЛО 4 ПОСТА. 14.06.2008ГОД.
107. ТОРФОПОЛЯ 6 КМ. 14.06.2008ГОД.
108. ТОРФОПОЛЯ 7 КМ. 14.06.2008ГОД.
109. ДЕПО. 1 ФОТО. 14.06.2008ГОД.
110.ДЕПО. 2 ФОТО. 14.06.2008ГОД.
Сайт http://www.spb-vitebsk.narod.ru © Васильев Константин, 2005-2010