История открытия Царскосельской железной дороги".
Официальное открытие железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября) 1837
г. В то утро многочисленные жители столицы толпились на Семеновском плацу в
ожидании отправления первого поезда. В помещении только что построенного
здания станции у Загородного проспекта собрались высокопоставленные гости.
Все они с любопытством рассматривали состав из восьми вагонов с паровозом
впереди, стоявший у перрона. По приглашению членов правления дороги
пассажиры заняли свои места, и в 12 часов 30 минут, по звонку колокола,
поезд, управляемый Ф. А. Герстнером, плавно отошел от платформы. Через 35
минут под громкие аплодисменты и крики «ура!» встречавших он прибыл в
Царское Село, преодолев 23 км. Там в одном из залов станции был дан банкет.
На обратном пути Герстнер, желая показать все возможности железной дороги и
паровоза, развил фантастическую по тем временам скорость, покрыв весь путь
от Царского Села до Петербурга за 27 минут. Средняя скорость составила 51
км/ч, временами она превышала 60 км/ч. Люди были буквально потрясены.
На другой день «Санкт-Петербургские ведомости» писали: «Шестьдесят верст в
час; страшно подумать... Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой
быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет
огненною пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет все
эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает
пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий...»
К открытию дороги было отчеканено несколько сотен бронзовых медалей,
которые, однако, по неизвестным причинам не раздали участникам торжеств.
Большим успехом пользовались лубочные картинки и носовые платки с
изображением полюбившихся публике паровозов.
Памятная медаль в честь открытия Царскосельской железной дороги
Последующие три дня в Царское Село и обратно ездили все желающие. Ежедневно
ходило пять пар поездов. Билеты стоили относительно дорого. Так, 31 октября
за проезд в один конец в каретах I и II классов платили соответственно 1
руб. 40 коп. и 1 руб. серебром, а в линейках — 70 коп. серебром. В будние
дни 1 и 2 ноября цена билета соответственно составила 1 руб., 80 и 46 коп.
После открытия дороги начались доделочные работы, и поезда (одна-две пары)
ходили только по воскресным и праздничным дням.
С 31 января 1838 г. началось ежедневное движение двух пар поездов на конной
тяге. Первый из Петербурга отправлялся в 10 часов утра, второй — в 7 вечера.
Из Царского Села — соответственно в 8 утра и в 5 вечера. Паровозы водили
поезда только по воскресным и праздничным дням. На дороге пытались
установить наиболее выгодное число поездов, вид тяги и время отправления. С
6 по 14 февраля ходило четыре поезда в сутки: три вели паровозы и один —
лошади. С 4 апреля 1838 г. перешли исключительно на паровую тягу.
С 4 по 30 апреля дорога перевезла 13 923 человека, т. е. свыше 500 в день.
22 мая 1838 г. началось движение поездов до Павловска, где открылся
знаменитый впоследствии вокзал. Осенью 1838 г. вступила в строй последняя
станция дороги — Московское Шоссе.
Хотя достроечные работы еще продолжались, в целом сооружение дороги
завершилось. Ее строительство обошлось в 5 млн. руб. ассигнациями.
Сайт http://www.spb-vitebsk.narod.ru © Васильев Константин, 2005-2010