Первый поезд на станции Дно …А что же представляло паровозное депо в то время? Вот что рассказывает об этом старейший железнодорожник Пётр Васильевич Сухарев, который ещё до революции в депо слесарем: «В нашем депо ремонтировали паровозы и вагоны. Труд был не из лёгких, делалось всё вручную. Основными инструментами мастеровых стали молоток, кувалда, лом да лопата. Охраны труда и техники безопасности - никакой. Помещения были грязными, отапливались круглыми печками - стояками. Освещение керосиновая лампа и факел из мазута. Механическое оборудование старое, изношенное, да к тому - же не русского производства - и станки, и паровые машины, и домкраты для подъёмки паровозов. Керосин и тот от Нобиля. Русскими были только рабочие руки… А наш город (или рабочий посёлок железнодорожников) был не просто провинциальным, каких много, а бедным и неблагоустроенным. Вокруг лишь нагромождение немощеных и неосвещённых улиц с деревянными домишками, казармами и бараками. Рабочий люд ютился с семьями за дощатыми переборками. И ни одного клуба, ни кинотеатра, ни каких либо других просветительских учреждений…» Интересные воспоминания оставил старейший железнодорожник, бывший комендант паровозного депо Иван Григорьевич Григорьев. Было это во время встречи ветеранов, после открытия музея истории локомотивного депо. И речь шла о прибытии на станцию Дно первого официального поезда. Вот рассказ: «Это было 11 ноября 1897 года в 10 часов утра. Весть о том, что в Дно прибудет первый поезд быстро облетела посёлок. Пришли встречать все, кто только мог ходить. В первую очередь к вокзалу подъехал помещик Пётр Адамович Ноинский с супругой. С ними вместе прибыли и два сына- офицера. Вслед за ними- новый управляющий имением Николай Новожилов, лесничий Михаил Евдокимов, садовник Сергей Сергеев, кучер Андрей Фадеев, сторож Андрей Фёдоров, лакей Василий Петров и прочая прислуга, вот такая вот «свита» была у помещика. Вдоль линии от вокзала, в сторону Порхова, расположился народ, ожидающий прибытия поезда. Мужики шутили, что это чугунное «чудище» даже бросается на баб. А некоторые рассуждали меж собой: вот только поезд до Никитина ручья, тут ему и крышка, обязательно утонет, ведь даже летом через ручей не перебраться и вплавь… Наконец, вдали из-за леса появился дымок, а затем - и сам поезд. Подъезжая к входному семафору, машинист дал продолжительный оповестительный сигнал. Многие женщины, впервые увидевшие паровоз с вагонами, от страха разбежались в разные стороны. Зато мужики, ранее уже видавшие «чугунку», вдоволь над ними посмеялись. Поезд приблизился к Никитину ручью и благополучно миновал мост. И мужики резонно рассудили: знать, нечистая сила его пронесла. Тем временем пассажирский состав подошёл к вокзалу и остановился. Помещик Ноинский в полной генеральской форме и при всех наградах преподнёс на полотенце хлеб-соль строителям дороги, а управляющий имением преподнёс хлеб-соль паровозной бригаде…» Если в канун начала строительства железной дороги и станции в Дно насчитывалось около 500 жителей, то последующие годы их количество неизмеримо возросло. Вместе с мужиками на заработки стали приходить и женщины. Уже к 1920 году на железнодорожной станции трудились целыми семьями. И хотя к этому моменту по деревням на каждую душу определили наделы земли ( весной 1921 года была отменена продразвёрстка), тот, кто влился в ряды рабочего класса, уже не помышлял о крестьянском труде. Однако женщинам приходилось нелегко. Они занимались и слесарным делом, и обеспечивали станционную службу, но чаще всего выполняли малоквалифицированную работу путейцев. Было немало сложностей и в семьях, где оба родителя зарабатывали на жизнь в железнодорожном хозяйстве. Прежде всего, возникали вопросы об оплате труда, ведь, по неписанным правилам, работницам платили намного меньше, чем мужчинам… |
Сайт http://www.spb-vitebsk.narod.ru © Васильев Константин, 2005-2010