О городе Невель

Невель, древнейший город Псковской области, был основан, предположительно, в царствование Иоанна Грозного на границе между Московской и Речью Посполитой. Он несколько раз переходил из рук в руки и только в 1772 году, после первого раздела Польши, окончательно вошёл в состав Российской империи вначале как уездный город Полоцкой губернии, а с 1802 года – Витебской.

Исторически сложившийся центр города – это большая торговая Красная площадь, через которую бывшее Николаевское, теперь С - Петербургское шоссе. Впрочем, большую торговую площадь называемую Красной, видел путешественник 18-19 века. Ныне это площадь имени Карла Маркса, с обычной для нашего времени застройкой. Когда-то на площади располагались административные здания, торговые ряды, почта, провиантский магазин, архитектурными доминантами были католический костел, монастырские церкви и колокольни, с высоты которых открывался вид на изумительной красоты озеро. Здания в Невеле, как писал витебский этнограф и краевед А. Сементовский в 1864 году, несмотря на «скромность своих размеров и бедность архитектуры, много выигрывают» от соседства с «зеркальными водами роскошного Невельского озера». И сегодня площадь сохраняет свое значение административного центра города, но здание, украшавшие её, разрушены. Лицо города неузнаваемо изменилось, исчезло очарование старых церквей и колоколен, описанных путешественниками запечатленных фотографиями. Практически все памятники архитектуры 18-19 веков, за исключением церкви Святой Троицы, были уничтожены в течение последних семидесяти лет.

Многосложная городская культура складывалась в Невеле под воздействием различных влияний, характерных и для других западнорусских городов. Белорусская, польская, еврейская и русская культуры причудливым образом пересекались на небольшом, локальном пространстве, сохраняя при этом свою автономность. В разные времена сосуществование этих культур было отмечено либо борьбой и столкновениями, либо мирным соседством и взаимопроникновением.

В Невеле, как в Витебске и Полоцке, были представлены различные конфессии, что нашло своё отражение в архитектуре. В центре города располагались православная церковь, монастырь, костел и синагога.

Белорусское влияние отразилось главным образом в местном фольклоре и быте, в интонациях и говоре жителей. Н.И. Зорин, Невельский краевед, записал в 1920 годы любопытное и очень точное высказывание невельчанки: “Когда ми едем на полночь (север) за Великие Луки, нас там называют белоруссами, а когда едем на полдень (юг) за Невель, там над нами смеются, что мы наворачиваем трохи по-расейски”.

Польская культура складывалась в Невеле в те времена, когда он принадлежал Речи Посполитой. В 1623 году Невелю было пожаловано магдебургское право, по которому горожане освобождались от власти королевского воеводы и Каштеляна (коменданта). Городу представлялся свой суд и собственное городское управление через назначаемого королём войта (судью) и при участии выборных от города бурмистров, райцев (советников) и лавников (заседателей), составлявших магистрат или ратушу. С 1678 по 1772 год польское владычество было в Невельских землях безраздельными, но после присоединения их к России началось постепенное вытеснение польской культуры и быта. 1825 году высочайшим указом велено было к просьбам, которые до той поры писались по-польски, прилагать переводы на русский язык. 1831 году было прекращено действие Статуса литовского, дававшего городам бывших польских земель некоторую самодеятельность. 1836 году в Витебской губернии было запрещено преподавание польского языка. 1839 году произошло преобразование униатских* церквей в православные.

Ограничение свободы и ущемление прав поляков привели к восстанию, вспыхнувшему в Западной России в 1863 году. В Витебской губернии было объявлено военное положение. Очевидно, это была последняя вспышка активности поляков, после которой польской культуре на Невельщине уже не суждено было возродиться. Софья Ковалевская, выросшая в селе Палибино Невельского уезда, вспоминала: «Незадолго до нашего переезда вспыхнуло польское восстание, и так как наше имение на самой границе Литвы и России, то отголосок этого восстания коснулся и нас. Большинство соседних помещиков, и преимущественно самые образованные и богатые, были поляки; многие из них оказались скомпрометированными; у некоторых именья были конфискованы; почти все обложены контрибуциями. Многие добровольно побросали свои усадьбы и уехали за границу. В годы, следовавшие за польским восстанием, молодёжи как-то совсем и не видно было в наших краях. <…> Остались только дети да старики <…>, да разный пришлый люд чиновников и мелкопоместных дворян».

К началу 20 века поляки-католики составляли меньшинство населения города, но службы в костеле и каплицахещё совершались. Городской достопримечательностью было католическое кладбище с характерными, отличавшимися пышностью надгробиями. В наше время трудно обнаружить следы присутствия поляков на Невельщине: кладбища, каплицы, костел уничтожены, разве что в некоторых названиях- Стефаново, Баторино, Карулино - сохранились польские корни, приобретя русскую огласовку. К нашему времени угасла и еврейская культура, придавшая Невелю особенный колорит. Евреи начали переселяться в Невельские земли в середине 17 века. К концу 19 века еврейское население в Невеле и окрестностях было преобладающим и играло большую роль в торгово-промышленной жизни города. В хедере и Талмуд-торе обучались дети, раввин разбирал жалобы и тяжбы, в синагогах совершались молебны, в праздник Хануки зажигались у всех еврейских домом свечи, и евреи танцевали на улицах взявшись за руки.

Исчезновение еврейской культуры в городе, входившем в черту оседлости , - это результат бегства и гибели тысяч евреев в момент Катастрофы. Так евреи называют геноцид 40-х годов. Многие из них нашли свой последний приют в братских могилах Голубой дачи под Невелем. Еврейская община воздвигла над этими могилами два памятника- мужчинам и женщинам, расстрелянным на этот месте во время Великой Отечественной войны. Это простые гранитные камни с высеченными из них поминальных строк на иврите и русском языке. В Невеле не остались еврейских школ и синагог, не слышна еврейская речь.

Нынче и почти утрачены почти все памятники русской православной культуры. Какими они были - на этот вопрос ответят публикуемые в настоящем сборнике описания старого Невеля.

Двадцатый век изменил облик города, стёр колоритные черты культурного смешения и многообразия, характерные для городов Западной России. Таков был неумолимый ход истории. В облике провинциального города и его внутренней жизни отражается то, что несёт в себе та или иная историческая эпоха- и добро, и зло. Здесь, так нигде, видны жестокие последствия социальных сдвигов. В первую очередь это резкая разница между историческим и современным ландшафтами города. Невель поставлен историей на ту грань, когда уже почти невозможно говорит о его мгновенной культуре, поскольку она не имеет материального выражения. Исторический облик города стал в полном смысле слова воспоминанием, не изменилась лишь топография. Так же, как при Иване Грозном или Стефане Батории, течет река Еменка, разве что она стала гораздо уже утратила свою былую резвость, прежние очертания имеет Невельское озеро, на свих местах острова и мысы, органично вписанные в городское пейзаж.

Остаётся единственный путь исследования истории города – обращение к историческим документам, статистике, описаниям и воспоминаниям, в которых оживает былое. Собранные под одной обложкой материалы о Невеле – это своеобразный памятник погибшей старине. Крупнейший витебский историк и краевед Алексей Парфёнович Сапунов (1851-1924) собрал и предполагал издать материалы о Невеле, но была издана, а рукопись утрачена.

Исторический документ открывает и проговаривает то, что найдёт себе место в коллективной исторической памяти горожан: и важнейшие события, повлиявшие на судьбу города, и милые к сердцу каждого жителя подробности старого городского быта. «Ничего не боялся я столько <…>, как жить в городе без истории, преданий и памятников», - писал Аполлон Григорьев. Ожившая в памяти горожан старина окрашивает в другие тона типичные для русских провинциальных городов площадь Карла Маркса, улицу Либкнехта и парк имени Ленина.

В. М. Севергин (1765-1826). «Городу сему, -пишет окружности. В середине одного находится изрядная площадь, при коей почтовый дом и присутственные дома каменные. Прочие строения суть ветхие деревянные. Здесь находится изрядная площадь, при коей почтовый дом и присутственные дома каменные. Прочие строения суть ветхие деревянные. Здесь находится один грекороссийский мужской монастырь, также грекороссийская соборная церковь и католический монастырь францисканов.

В народном здешнем училище было 50 учеников. Жителей считалось прежде сего до 1583, а ныне оных гораздо более. Отсюда поворотил я паки во Псковскую губернию, И именно в Великие Луки. Дорога от Невеля идёт сначала чрез Жеребцы в Сенково».

Добавляет какой-то новый оттенок к нашему представлению о старом Невеле и известный мемуарист, витебский чиновник Гавриил Добрынин (1752-1853): «В течение долголетней моей в Белоруссии службы узнал я из опыта, что в двух белорусских губерниях пять только городов: Могилёв, Полоцк, Витебск, Невель и Велиж; прочие все – довольно похуже Рогачёва <…>. Не вошли в сборник и материалы, относящиеся к средневековью: проезжие и указные грамоты, отписки воевод, челобитные и пр., опубликованные в недавнее время.

Можно привести один из таких документов – указную грамоту 1511 года великого князя литовского и короля польского Сигизмунда І о пожаловании боярам полоцким Михаилу и Ивану Невельским двух служб путных людей в Кубличах взамен их вотчины (вероятно, невельских земель), отошедшей к Московии: «Били нам чолом бояре полоцкие Михаило и Иван Невельские и просили в нас людей наших путных Полоцкого повета в Кубличах на имя Ивана Матфеева, Охрема, Ермола <…>. А поведали нам, што ж отчина их отошла в сторону великого князя московского, не маются, на чем поживити. <…> А мы им в том ласку нашу вчинили <…>».

Для понимания этого документа нужно выяснить значение слова «путный». «Главная повинность путных слуг, - писал историк М. Любавский, - «путь» <…>. Они ездили по разным поручениям великокняжеских наместников, державцев, старост и воевод».

Полоцкие бояре Иван и Михаил Невельские предки знаменитого путешественника Г. И. Невельского. Так старинная грамота обнаруживает и подтверждает связь давно прошедшего с недавним прошлым.

В современном городе почти не осталось признаков древности, лишь изредка встречаются на центральных улицах особнячки, беззаконно нарушающие регулярный геометрический ритм современной застройки. Архитектура в Невеле всегда была скромной, но разве в этом дело? Был сам старый город, особенный и неповторимый, был запоминающийся городской пейзаж, который о многом мог бы рассказать, но уже никогда не расскажет.

Невель пережил целую эпоху человеческого варварства, варварства растратчиков, уничтожавших храмы, картины, иконы, книги – следы старой жизни, которая стремилась себя запечатлеть и, не беря в расчёт подлые законы энтропии, верила в своё продолжение. Накопленная и запечатлённая память – это и есть культура.
Нашему времени предстоит написать ещё не одну эпитафию растраченной красоте и погибшей городской культуре. Нам досталось плохое наследство, его надо приводить в порядок – с помощью музеев, где старая культура будет у себя дома, издания книг, восстановления памятников. Это, к сожалению, всё, что мы можем сделать теперь, и сделать это необходимо, чтобы вернуть в свой нравственный мир чувство творца, строящего храм….

В 95 1/4 верстах от губернского города Витебска, в 489 от С.-Петербурга и в 610 от Москвы, <...> на скатах берегов речки Еменки, раскинут один из красивейших уездных городов Витебской губернии — Невель. Здания его, спускаясь почти до самого гребня зеркальных вод роскошного Невельского озера, чрез ложе коего пробегает Еменка, впадающая в р. Ловать, невзирая на скромность своих размеров и бедность архитектуры, много выигрывают от такого соседства Нет сомнения, что прелесть местоположения и удобства для селитьбы были главнейшими причинами раннего заселения этой местности, хотя, по дошедшим до нас историческим сведениям, можно думать, что ныне занимаемые городом места заселились позже окрестных, и в особенности позже с. Еменца, о коем, как о городе, упоминают летописцы под 1185 годом.

Невель, как город, является в летописях лишь в конце XVI века. Судя по духовному завещанию царя Иоанна Грозного, он основан этим государем на рубеже земель литовских; но, кажется, вернее будет предположить, что царем Иоанном воздвигнута лишь невельская крепость, а что собственно город был основан гораздо раньше. Основание невельской крепости могло последовать около 1560 года. <„.>

В 1566 году, в августе месяце, в числе других городов, было и в Невеле страшное моровое поветрие. Люди умирали скоропостижно, по выражению летописцев, знамением, вероятно, от пятен или нарыва. Замечательно, что больше умирали духовные и гражданские люди, чем военные люди. В 1580 году Невель был взят войсками короля Стефана Батория, причем деревянный замок его частию взорван, а частию сожжен неприятелем, коему досталась вся артиллерия крепости, именно: две медных пушки с гербами короля Сигизмунда-Августа, по полторы сажени, ядра их в гусиное яйцо, две несколько меньших; четыре пушки великого князя, из коих большие имели в длину 11/2 саж, четыре малых пушечки и 102 ручницы.

В 1582 году, при заключении мира, Невель вновь был возвращен России со всеми прежде бывшими в нем орудиями; но спустя 52 года, именно в 1634 году, по Вязьменскому мирному договору, он уступлен литовцам; однако ж в 1654 году вновь был осажден и взят войсками русскими под начальством Шереметьева, а спустя еще четверть века, на основании договора о перемирии на тринадцать лет, 5 августа 1678 года, вместе с Себежем и Велижем, возвращен Польше, причем король обязался, как в этих трех городах, так и в других местах польских и литовских, где только есть греческой веры жители, никакого им утеснения не чинить и ни к римскому закону, ниже к унии не принуждать.

В 1623 году, марта 23 дня, король Август III даровал Невелю магдебургское право, которое вторично подтверждено было Станиславом-Августом в 1762 году, ноября 14. <...>

Между тем жители города Невеля, невзирая на многочисленные обещания королей польских и на заступничество царей русских, подвергались страшным гонениям от поляков и духовенства их, употреблявших всевозможные средства для умерщвления в этом крае русской народности обращением православных сперва в унию, а потом и в католицизм. Из поданных в разное время православными монастырями, духовенством и жителями жалоб, видно, что в имениях владелицы Невеля княгини Нейбургской, в период с 1715 по 1720, как в местечке Невеле, так равно в Себеже, Копыси и в селах, насильственно обращено в унию 40 православных церквей.

В 1721 году игумен Невельского монастыря, не находя возможности переносить долее угнетения поляков и духовенства их, так писал чрез переводчика Рудановского сенаторам: «Мы, духовные и весь город, нижайше просим, изволь подать нам, бедствующим, совет и помощь и защитить нас от льва рыкающего, и денно, и нощно поглотить нас умышляющего, который ежели укрощен не будет, то впредь не только имений, но и имени нашего не останется. И сие давно бы уже сделалось, ежели не опасались имеющей быть комиссии, которой мы всеохотнейше ожидаем, дабы могли ведать, жить ли нам или уходить от такого денного и нощного мучения. Понеже и ныне соглашаются с Флорианом Гребницким, архиепископом полотским, о православных духовных, дабы по трибунам смертному нас предать гонению, и вымышленные наводят на нас экзекуции, от которых едва один священник не умер, а прочих такими же угрозами устращают. Изволь о сем донесть сенаторам и за нас учинить ходатайство, дабы вырвали нас из рук неприятелей наших». <...>

В 1831 году холера посетила Невель, и хотя в нем больных было менее всех других городов губернии, но зато из числа заболевших, именно из 80 человек, умерло более половины, т.е. 48.

В 1863 году, мая 15-го, Невель и уезд его, по случаю возникших в губернии беспорядков, объявлены на военном положении, которое сохраняет свою силу и поныне. В настоящее время та часть города, которая лежит на правом берегу речки Еменки, состоит из 29 кварталов. В ней имеются две площадки: одна, пространством в 1600 кв.саж., расположена по правую сторону улицы Полотской, идя от речки Еменки, а другая, в 2500 кв.саж., расположена по обе стороны улицы Витебской. На левой стороне первой площади находится церковь во имя св. Нила; несколько севернее ее — храм Преображения Господня. Все эти церкви каменные, но службы при монастыре деревянные.

На правой стороне площади, насупротив церквей Преображения Господня и преподобного Нила, находится казенный каменный дом, в коем помещаются уездный суд, казначейство, полицейское управление и пожарная команда; возле, в частном здании, ланкастерское училище. На северной стороне площади находится каменный тюремный замок и почтовая контора, а на юге — каменные городские лавки. Вблизи речки Еменки, севернее тюремного замка, построен каменный провиантский магазин. На правой стороне переулка, соединяющего Полотскую улицу со Среднею, находится каменный римско-католический костел во имя св. Георгия; южнее костела, по левую сторону переулка, на небольшой площадке, каменная же православная церковь во имя Успения пресвятыя Богородицы. По правую сторону улицы Полотской, идя от моста, переброшенного через р. Еменку, у самой речки, помешаются деревянные мясные ряды.

Эта часть города имеет три въезда: первый на севере, почтовою дорогою из г. Полотска; второй на юге, почтовою же дорогою из г. Витебска (по правую сторону ее, за городским окопом и слободкою, находятся православное, а по левую — римско-католическое кладбища); а третий — на юго-западе, проселочною дорогою из сельца Марина.

Часть города, расположенная по левой стороне речки Еменки, разделяется на 8 кварталов. На юге, полевую сторону Никольской улицы, вблизи городского окопа, находится деревянная православная церковь во имя св. Иоанна Евангелиста и при ней кладбище; а на севере, по правую сторону улицы Средней, также вблизи городского окопа, еврейская богадельня.

В эту часть города имеется два въезда: первый, на северо-восток,, почтовым трактом из г. Великих Лук. В Невеле, кроме 7 православных церквей, монастыря и одной часовни, находится 1 каменный костел и 9 еврейских школ, 36 каменных, 821 дере¬вянный дом, 3 кожевенных и 2 кирпичных завода. Есть также в городе кондитерская, но порядочной ресторации и доселе не учреждено, хотя необходимость ее очевидна Вообще Невель, хотя ведет торговлю несколько обширнее, чем Городок и Сураж, но также почти исключительно продуктами местного потребления.

Ярмарки — 6-го января и 20-го июля, стоят по две недели. По сведениям 1861 года, на них было привезено разных товаров на 173 510 рублей, а продано лишь на 9295 рублей.

Печ. по изд.: Сементовский А. Невель // Памятная книжка Витебской губернии на 1864 год. СПб., 1864. С. 142—146.

Сементовский (Сементовский-Курилло) Александр Максимович (1821—1893), русский и белорусский этнограф, археолог, краевед. В 1860—1890 годах секретарь Витебского губернского статистического комитета. Им изданы работы по статистике, культуре, археологии и быту населения Витебской губернии.

Фотографии:

01. АВТОСТАНЦИЯ (08.2005 ГОД).

02. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ (08.2005 ГОД).

03. ЛЭП (08.2005 ГОД).

04. ВОЗДУШНЫЙ РАЗЪЕДЕНИТЕЛЬ (08.2005 ГОД).

05. АВТОБУС ПО МАРШРУТУ №8 НА ОСТАНОВКЕ "ДАЧИ" (08.2005 ГОД).

06. ЗАКАТ В ПОЛЕ (08.2005 ГОД).

07. АВТОБУС ПО МАРШРУТУ №210 (НЕВЕЛЬ - РУКАВЕЦ) ЕДЕТ ПО ДЕРЕВНЕ "СЕНЮТИНО" (08.2005 ГОД).

08. ЗАКАТ СОЛНЦА. 22 ЧАСА 30 МИНУТ. СФОТОГРАФИРОВАННО С В.ЛУКСКО-ПОЛОЦКОЙ ТРАССЫ В СТОРОНУ КОЛОНИИ (08.2005 ГОД).

09. АВТОСТАНЦИЯ ЗИМОЙ (01.2006 ГОД).

10. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ ЗИМОЙ (01.2006 ГОД).

11. АВТОБУС ПО МАРШРУТУ №210 (РУКАВЕЦ - НЕВЕЛЬ) ЕДЕТ ПО ДЕРЕВНЕ "СЕНЮТИНО" (01.2006 ГОД).

12. ЛЕБЕДИ С ДЕТЁНЫШАМИ, НА ОЗЕРЕ В ПРИГОРОДЕ НЕВЕЛЯ (05.07.2006ГОД)- на каком озере не указываю в целях безопасности от браконьеров!

13. РЕКА ЕМЕНКА, ВИД С Ж.Д. МОСТА СОЕДЕНИТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ НЕВЕЛЬ-2-НЕВЕЛЬ-1. (14.04.2007ГОД)

14. АВТОБУС ПО МАРШРУТУ №8. УЛИЦА ГОРЬКОГО. (14.04.2007ГОД)

15. ВИД НА ОЗЕРО "НЕВЕЛЬ", С ВАГОНА. ФОТО 01 (06.08.2007ГОД)

16. ВИД НА ОЗЕРО "НЕВЕЛЬ", С ВАГОНА. ФОТО 02 (06.08.2007ГОД)

17. ВИД НА ОЗЕРО "НЕВЕЛЬ", С ВАГОНА. ФОТО 03 (06.08.2007ГОД)

 

Сайт http://www.spb-vitebsk.narod.ru        © Васильев Константин, 2005-2010

Hosted by uCoz