О городе Дно

                                              Возникновение города

В историко-лингвистических и краеведческих заметках “О чём говорят географические названия” наш земляк журналист-исследователь С.Е.Мельников пишет: «Слово «Дно» в русском языке имеет много значений, в том числе и такие: самая низменная часть долины; основание стога; остатки большого костра углежогов; слой почвы, который лежит под пахотным слоем и т.д.» В древнерусском языке, по - видимому, слово имело и некоторые другие значения. Конкретизировать происхождение названия селения уже практически невозможно.

Как сообщают Новгородские писцовые книги Шелонской пятины, в 15 веке существовали две деревни Дно - большое и малое. Принадлежали они Новгородскому Козьмодемьянскому монастырю и входили в состав Смолинского погоста Шелонской пятины. К середине 16 века Донце Меньшое (Дно малое) уже не упоминается - оно или запустело после эпидемии чумы в 1550 году, или слилось с Дно Большим. Так или иначе, но уже в 18 веке во многих документах употребляется параллельное название - Донщина. К концу 19 века Дно (или Донщина) стало большим селом с пятью – шестью сотнями жителей.

Начинался город с нескольких десятков дворов, но постепенно рос, крепчал. Не миновали город частые в те времена несчастья: голод, эпидемии, мор. Тогда город почти угасал, люди уходили из этих мест, но ни разу Дно не исчезал с карты России. Удачное местоположение города способствовало созданию дорог, так нужных крепнущему Российскому государству. Сначала здесь пролегли дороги со станциями, лошадьми, ямщиками, затем - железные дороги, идущие в разных направлениях через Дно. Это диктовало развитие города, состав населения,промышленность. И к началу XX века Дно стал одной из важнейших железнодорожных станций северо-запада России.

Следов старинных укреплений в районе не обнаружено, хотя есть деревни с названиями Городищи, Городня. Но на Руси так назывались и кладбища... К востоку от Порхова сохранились деревни с древними славянскими названиями: Костыжицы, Дорогостичи, Уторгош. Древние захоронения –

                           

курганы говорят о том, что по крайней мере более тысячи

лет назад здесь жили люди. Заселялись здесь в основном по реке Шелонь (Солона - так ее называли в древности за солоноватый вкус воды). Все известные в Дновском районе курганы расположены на реке Люте у деревни Сухарево, на реке Полонке у деревни Чернобожье. Дно за время своего существования не раз менял свой статус: то он принадлежал Господину Великому Новгороду, то Московскому Великому князю, позже Пскову. Когда земли по Шелони принадлежали Новгороду, многие деревни были монастырскими. В середине 19 века Дно и жители этой деревни, прилегающие поля, луга, леса-все было собственностью богатого помещика в генеральском чине П. А. Ноинского. Ему же принадлежали поместья в деревне Заклинье и Мартыниха, что на территории соседнего с нами нынешнего Дедовичского района. Были поместья и в Порховском районе. Лето, как правило, Петр Адамович проводил со своей семьей в дновском поместье, а на зиму уезжал в Петроград. Красивый кирпичный, оштукатуренный и покрашенный в розовый цвет, двухэтажный особняк был расположен на берегу речки Суковки в большом парке среди вековых дубов, лип и кленов. Имелся при поместье и яблоневый сад. Напротив фасада особняка крепостными крестьянами были вырыты искусственное озеро, дно которого выложили камнями, а по углам водоема — глубокие колодцы для сбора ила. Впрочем, строго говоря, это было не озеро, а пруд, который местные жители называли "прудом Ноинского". С левой стороны, где речка Суковка продолжала свое течение, в самом русле была построена водяная мельница. Здесь местные жители и крестьяне соседних деревень мололи зерно- за особую плату, разумеется. А справа, за речкой, размещались барские амбары, кладовые с хлебом и пищевыми запасами, которые охраняли не только дюжие сторожа, но и злые собаки.    За озером-прудом, на нынешних улицах Красина, Социалистической, Васильева, рядом с фруктовым садом, находились ухоженные огороды и парники, где выращивались овощи. За оградой помещичьего дома ютились многочисленные постройки, в которых проживали: управляющий имением С. Евдокимов, садовник С. Сергеев, лесничий М. Евдашев, а также кухарки, няни, домашняя прислуга и другие работники. С западной стороны поместья, у речки Суковки, около 400 лет назад еще                          b                       

прабабушкой Ноинского построена небольшая часовня. В последствии, чуть выше, заложили церковь, которую сооружали на деньги, собранные у народа.

 С севера и запада к поместью полукольцом располагалась деревня Дно, Она состояла из маленьких, тесно прижатых друг к другу крестьянских изб с соломенными крышами и маленькими окнами. Избы, как правило. без фундаментов, отапливались хворостом и все той же соломой, а освещались лучиной. Зато рядом широко раскинулись обширные помещичьи леса, а на месте, где сейчас цех №16 завода "Электросила", были механизированное гумно и другие необходимые подсобные постройки, предназначенные для обмолота урожая, поступавшего с полей помещика. Особенное бедствие для крестьян наступало в ненастную погоду весной и осенью, когда шли дожди. Ровная местность и болота делали округу непроезжей. Да и дороги не содержались в должном порядке, поэтому жители деревни Дно и окрестных населенных пунктов в эти времена года очень часто были отрезаны от внешнего мира.    По рассказам коренных жителей, в начале XIX века за городским кладбищем, между дорогами, ведущими из Дно в деревни Гривки и Скугры, были владения второго богатого помещика немца Фиша. Он имел деспотичный нрав "с причудами", был одинок и отличался скупостью. В летний престольный праздник Троицу одевался как в лютые морозы — в меховую шубу, шапку и теплые рукавицы, не забывал и про валенки. А на престольную службу в дновскую церковь приезжал на тройке лошадей, запряженных... в сани. Судьба этого помещика окончилась трагически. Незадолго до отмены крепостного права ночью в поместье ворвались ''лесные разбойники", обиженные и обозленные крестьяне, которые потребовали от Фиша все его богатство, нажитое на их эксплуатации. Перепуганный помещик отказался что-либо отдать. Тогда его связанного, затащили на чердак, обложили вениками и сожгли вместе с домом и хозяйственными постройками.  Доныне только дновские старожилы знали почему это место называется "Фишевой горкой".     Безусловно, трудно жилось крестьянам деревни Дно и других населенных пунктов при крепостном праве, но не легче стало и после его отмены. Значительную долю земли, которую раньше обрабатывали для себя крестьяне, помещик Ноинский "отрезал" в свою пользу. Причем, захватил лучшие

участки. Все, что осталось, крестьяне выкупили у него втридорога, и все равно находились в полной от него зависимости. Так же обрабатывали помещичью землю, платили деньгами и значительной частью урожая за пользование лесом, сенокосными угодьями и выпасами скота. Барщина душила крестьян, а вся власть, все богатство по-прежнему принадлежали помещику. Достаточно сказать, что дновские крестьяне два-три дня в неделю вынуждены были работать на барина с раннего утра и до позднего вечера. Причем, в лучшее время года. Интересы же помещика Ноинского защищали" земский суд, жандармерия, урядники и чиновники всех рангов. Они же служили и властным орудием усмирения крестьян, которые не хотели мириться с существующими порядками. Вот почему крепостнические пережитки в деревне Дно еще долго сохранялись. И барин чувствовал себя "полноправным хозяином", способным судить и миловать.  Характерен такой пример, В один из летних дней помещик объезжал свои обширные владения и возвращаясь домой, проезжал по деревне Дно. В таких случаях крестьяне (в порядке любопытства) выходили встречать барскую свиту и посмотреть на своего барина. На самом краю деревни проживал бедный, совершенно беспомощный в житейских делах, крестьянин Никита Никитин, у которого в семье было девять детей - один одного меньше. Так и выстроилось у обочины все это семейство в домотканых рубахах и босиком. Барин Петр Адамович велел кучеру остановиться. Избенка Никитина была маленькая, ветхая, покосившаяся на один бок: вот-вот должна развалиться. Он подозвал Никитина и начал ругать, отчитывать: ты, мол, шут гороховый, мазурик, лентяй и лодырь - твоя изба на честном слове держится, крыша может в любой момент упасть на головы твоих детей и придавить, а ты ничего не делаешь, не предпринимаешь. В порядке оправдания Никита Никитин стал объяснять помещику, что у него нет ни гроша, семья живет впроголодь и нет никакой возможности ни отремонтировать старую, ни лесу купить на новую избу. Тогда Ноинский, чтобы поднять свой авторитет среди крестьян деревни, позвал лесничего и приказал ему выделить лесу. Заготавливать, вывозить его и рубить избу Никитину помогали всем миром.До революции деревня Дно была условно разделена на два края - Ильинский и Вознесенский (улица Красина и  Социалистическая). Здесь насчитывалось до 80 крестьянских дворов. Многие не имели в хозяйстве даже

лошадей, чтобы обрабатывать землю. Среди таких "безлошадных" были семьи Лебедевых, Морчуговых, Никитиных и других местных жителей. Крестьянские избы были тесными, полутемными, так как окна почти наполовину засыпались опилками, другими отходами и затягивались снаружи мешковиной для сохранения тепла в зимнее время. Освещались избы лучиной, которая вставлялась в трехрожковый металлический светец и, чтобы избежать пожара, под светец с горящей лучиной подкладывался жестяной противень. Несмотря на эти меры предосторожности, пожары случались довольно часто, И страдали от подобных бедствий прежде всего крестьяне. Строить новые избы им уже никто не помогал.    Перед Великой Октябрьской социалистической революцией помещик П.А. Ноинский умер, а после нее семья его проживала в своем доме в Петрограде на Фонтанке. Только уже не в барских покоях, а в подвальном помещении. Лишь два сына-офицера уехали за границу, а все неправедно нажитые богатства- городской дом. помещичьи усадьбы, земли, леса были конфискованы Советской властью и стали достоянием народа.

В истории России нет такого события, которое тем или иным способом не коснулось казалось бы небольшого, населенного пункта: ливонская война Ивана Грозного, война со шведами, петровские реформы, строительство Санкт-Петербурга.
Отечественная война 1812 года всколыхнула все слои русского народа. История сохранила имена простых местных крестьян, жертвовавших последними копейками и своими жизнями ради победы над врагом. Из местных помещиков в армии Барклая-де-Толли командовал кирасирской бригадой и принимал участие в Бородинском сражении генерал-лейтенант Н. М.Бороздин - владелец деревень Костыжицы, Сухарево, Горушка. Слава рода Бороздиных - воинов, защитников Отечества,служивших великому князю Тверскому, тянется из глубины веков от царя Ивана Васильевича.Его портрет помещен в Государственном Эрмитаже в военной галерее героев 1812 года. Город обязан своим рождением двум железным дорогам, построенным на рубеже XIX и XX веков: Бологое - Псков и Санкт-Петербург – Витебск( см. Архивная справка об открытии движения поездов и доклад царю ). С 1894 по 1897 годы велось строительство паровозного депо станции Дно. С этого времени за станцией закрепилось название Дно, а деревня, расположенная немного севернее от вокзала, для отличия от станции неофициально стала называться Доньщиной.

       В февральские дни 1917 года был создан Совет солдатских и рабочих депутатов, взявший всю власть в свои руки. В Совет вошли и большевики паровозного депо — Василий Арсентьевич Хвалынский, Петр Васильевич Сухарев и Иван Романович Дорощенко. Необходимо сказать и о том, что в мае под руководством В. А. Хвалынского создается легальная ячейка РСДРП(б). Вскоре в депо появилась и своя профсоюзная организация. Секретарем комитета избирается И. Р. Дорошенко. В числе первых перед руководством депо профком поставил вопрос об отмене сверхурочных работ и своевременной выплате заработной платы. Это стало началом постоянного рабочего контроля за действиями администрации.   Нельзя не сказать и о том. что сразу после победы революции в декабре 1917 года, открылся Всероссийский чрезвычайный железнодорожный съезд. С приветственным словом на нем выступил В. И. Ленин. От дновской делегации на съезде присутствовал Василий Арсентьевич Хвалынский. Здесь он уже в третий раз услышал Владимира Ильича Ленина. До этого В. А. Хвалынский встречал вождя революции у Финляндского вокзала, позже слушал Ильича у дома Кшесинской. Но основные события произошли на станции Дно начиная с периода 28 февраля 1917 года (по старому стилю). Царь….Николай II …самодержец Всероссийский……и станция Дно…. Начало конца….

                                  Отречение Николая II от престола

 

В ночь с 12 на 13 марта (с 27на 28 февраля по новому стилю) 1917 года Император Николай II убыл из Могилева в Петроград. Два поезда, собственный Его величества и так называемый свитский, следовали друг за другом с часовым интервалом.
   Состав царского поезда: в центре вагон его величества ( спальня, кабинет), с одной стороны- свитский вагон ( 8 отделений), с другой стороны- вагон- столовая с отделением салона для приема, далее- кухня с буфетом, вагон с военно- походной канцелярией , и последним был вагон, где помещались железнодорожные инженеры и начальник той дороги, по которой следовал поезд. На остановках государь гулял в сопровождении дежурного флигель- адъютанта с противоположной от платформы стороны.
   После Вязьмы , когда свитский поезд шел первым, около16 часов 13 марта(28 февраля) от путевого инженера в свитском поезде (где ехал генерал Дубенский, который описывал в средствах массовой информации поездки императора) стало известно о Временном правительстве, о телеграмме Бубликова (член масонской ложи, почетный гражданин Екатеринбурга, комиссар Временного комитета Государственной Думы в МПС, позже министр путей сообщения во Временном правительстве, 3 марта прятал документ об отречении у себя в канцелярии, что доказывает его не последнюю роль в описываемых событиях) о вступлении в должность и телеграмме его помощника- коменданта Николаевского вокзала Петрограда поручика Грекова с требованием направить литерные «А» и «Б» в Петроград, а не Царское Село. Бубликов и Греков устанавливают контроль за прохождением всех воинских составов, требуя информацию о количестве и видах войск. Они приказывают не выпускать военные поезда со станций без особого разрешения Временного комитета. Дубенский запиской сообщил об этом на следовавший сзади царский поезд . Советский историк Касвинов позже писал, что генерал Дубенский советует повернуть в Псков. Здесь он явно намекает на участие в заговоре людей из свиты императора, очень уж гладко все прошло. На одной из станций оставили офицера с запиской.
  Но в 00.00 в Бологое свитский поезд ждала телеграмма с ответом императора- в Царское Село!
   В 01.00 свитский поезд прибыл в Малую Вишеру, и стало известно, что Тосно и Любань под контролем восставших рот лейб- гвардии Литовского полка ( накануне взбунтовался, убив своего командира, запасники- что с них взять?) с пулеметами, как рассказал прибывший оттуда офицер, сам чудом уцелевший. Позже стали говорить о завалах на путях. По всей видимости, хотели приукрасить историю, придать беспорядкам видимость организации.
  В 02.00 подошел поезд Его величества. Дубенский утверждал, что Николай II приказал вернуться в Бологое, а затем в Псков. Флигель- адъютант царя полковник Мордвинов, который ближе был к начальству, пишет, что решили вернуться в Бологое, а затем через Старую Руссу, Дно, Вырицу проследовать в Царское Село, а не сразу в Псков. В Дно обещал подъехать на переговоры Родзянко.
    Царский поезд из Малой Вишеры пошел первым, свитский - вторым. В Старой Руссе огромная лояльная толпа, полиции и жандармов почти не видно. Здесь паровоз отцеплен и набирает воду. Николаю II сообщили, что мост на Виндавской (Витебское направление) дороге то ли испорчен, то ли разрушен, и что Иванов прошел Дно. Медленно! Расстроенным Государем принято решение ехать на Псков, чтобы по Варшавской дороге через Лугу и Гатчину проехать в Царское Село. Отправили телеграмму Родзянко, чтобы тот с председателем Совета Министров князем Голицыным ехал тоже в Псков. Телеграфировали также в Псков Рузскому в 13.05, что «следуем через Дно на Псков». Там планировалась небольшая остановка для встречи с Родзянко.
    Шляпников (член Русского бюро ЦК РСДРП, один из трех видных большевиков наряду с Молотовым и Залуцким, бывших в это время в Петрограде ) в 20-х годах писал, что железнодорожники Дно не пропускали царя. После переговоров «они получили распоряжение» (чьё? Бубликова? Члена Верховного совета Великого Востока народов России Некрасова?) отправить императора в Псков. По появившейся позже версии советских историков восставшие готовили крушение в районе станции Полонка ( перед Дно). По фальшивой путевке навстречу царским был отправлен товарный поезд, а вдогонку ему в 13 часов - паровоз машиниста Суворова для организации крушения. Однако он был остановлен жандармами. Вслед за товарным поездом и "арестованным" паровозом направили еще балластную вертушку из локомотивного депо Дно. Но из-за перевода стрелки стрелочником станции Полонка вертушка оказалась в тупике.
    Дубенский же утверждает, что здесь поезда просто поменялись местами. Свитский проследовал ходом, царский стоял. Все было спокойно, помахали друг другу ручкой. Таким образом царские поезда без особых приключений прибыли на станцию Дно, также и убыли. Если была попытка покушения, почему никто из тех, кто ехал в этих двух поездах, не описал этого в своих воспоминаниях? Ведь описаны все подробности, вплоть до деталей интерьеров и прогулок. Какой смысл им это скрывать? Или попытки остановить императора были столь незначительны, что о них даже не докладывали? А , может быть, позже действительность приукрасили в угоду политической конъюнктуре, как позже сделали с событиями 23-24 февраля 1918 года под Псковом? Ведь и сейчас в случае на станции Полонка уже акцентируют внимание не на герое- машинисте Суворове, а на бдительном неизвестном стрелочнике, предотвратившем аварию на транспорте. Модно или из желания похвалить работников будущей Октябрьской железной дороги?
   14 (1)марта поезда прибыли в Псков. По Касвинову: в 10 часов вечера загнали в глухой тупик на неосвещенные пристанционные пути. Что- то в этой метафоре есть. Рузский позже объяснял, что визит императора был для него неожиданен, и он распорядился, чтобы прибытие царя прошло незаметно. Интересно, для кого? Прифронтовой запуганный город, темень ночью, фонари только у штабов, пустота на улицах днем, даже Троицкий собор в дневное время закрыт. Это впечатления членов свиты, пожелавших ознакомиться с местными достопримечательностями. Позже, в октябре, здесь целую ночь провел Керенский - его тоже никто не заметил.
    Дубенский пишет, что свитский поезд подошел к Пскову в 7 часов вечера. Темноватая станция (по Мордвинову вообще 2-3 тусклых фонаря), народу немного, одни железнодорожники. Губернатор, несколько чиновников с ним, пограничный генерал, почетного караула нет! Все решено? Пустынно, поезда из Питера не ходят. Через час (по другим данным в 19.30) подошел царский поезд, встречающих больше не стало! Флигель- адъютант Мордвинов, который ехал во втором поезде, кроме губернатора, дежурного помощника по станции и караульного, больше никого не видел. Выглянул из-за угла офицер и скрылся, а через несколько минут подошел генерал Рузский - последняя надежда царя. К тому времени Николай успел принять губернатора. Уважающий себя генерал при приближении государя уже давно бы стоял на платформе.
    Если бы император знал, что еще 9 февраля 1917 года в кабинете председателя IV Государственной думы Родзянко состоялось совещание, на котором присутствовал генерал Рузский и полковник Крымов. Здесь обсуждались детали переворота, который должен был произойти в апреле 1917 года - во время очередной поездки государя в Ставку в Могилев постараться задержать царский поезд (эта задача возлагалась на главнокомандующего Северным фронтом Рузского), а арестовав царя заставить его отречься от престола.
    Поезд Рузского стоял рядом, надо было только перейти рельсы. Сюда Рузский перебрался в связи с приездом государя. Штаб Северного фронта располагался в здании на берегу Великой и улице Георгиевской. По некоторым сведениям именно в том здании печатался текст отречения. "Теперь надо сдаться на милость победителя", - сказал генерал свите императора. Победителей представлял он. В 22.30 начальник штаба Северного фронта дал телеграмму, что оба литерных в Пскове.
   Что происходило ночью и на следующий день - общеизвестно. Вскоре царь пригласил Рузского к себе , и в ходе затянувшейся за полночь беседы с ним Николаю II воочию пришлось убедиться в предательстве генерала, неожиданно предъявившему самодержцу требование об его немедленном отречении от престола. Давление генерала русской армии было столь велико (фактически, царь был полностью в его руках) что в 0 часов 20 минут 2 марта Николай II послал генералу Иванову приказ не предпринимать никаких действий по борьбе с заговорщиками. Впрочем, едва ли Иванов мог что либо сделать в сложившейся ситуации со своими георгиевскими кавалерами, так как Рузский отказался передать в его распоряжения какие- либо войска. Какие сильные аргументы приводил Рузский, можно только предполагать. Зато известен главный аргумент масона Керенского при общем «уговаривании» Михаила чуть позже – отсутствие гарантии безопасности жизни. Семья Николая находилась в Царском Селе, в гуще событий. Что им могло гарантировать безопасность? Только послушание отца семейства.
    В 3 часа ночи 2 марта Рузский уже вступил в переговоры с председателем Государственной думы Родзянко в Петрограде и генералом Алексеевым в Ставке. Все эти переговоры велись в принципе для истории. Если бы Николай и командующие не согласились, то царя все равно бы никто не выпустил. Все это прекрасно понимали и играли в игру с добровольным отречением монарха. Последняя телеграмма от командующих фронтами поступила во Псков 2 марта около 15 часов дня.
    "Генерал Рузский был первым, который поднял вопрос о моем отречении от престола. Он поднялся ко мне во время моего следования и вошел в мой вагон-салон без доклада", - с обидой вспоминал впоследствии царь. "Бог не оставляет меня. Он дает мне силы простить всех моих врагов и мучителей, но я не могу победить себя только в одном - генерал-адъютанту Рузскому я простить не могу". Позже некоторое время Рузский был популярен, как предотвративший кровопролитие, но недолго. Новые события и новые «герои».
    На следующий день около 17 часов император вместе с флигель- адъютантом герцогом Лейхтенбергским прогуливался по деревянному перрону между путей. Больше ему ничего не оставалось делать, ведь он не мог воспользоваться ни телефоном, ни телеграфом. Не подпускали. Рузский позже журналисту говорил: «Пребывание царя во Пскове было известно всем, но поразительно, с каким хладнокровием и невниманием на сей раз отнеслось к этому факту население и войска. Царь часто гулял совершенно один по перрону вокзала, и никто из публики не обращал на него внимания». На самом деле без ведома Рузского к императору никого не подпускали. В это же время по линии начальника штаба эксплуатационного отдела Северо- Западных железных дорог было получено распоряжение об отправлении литерных поездов к Двинску.
      В 19часов пришел пассажирский поезд со стороны Острова. Он задержался на станции Псков на час.
    В 20 или 21 час прибыл первый после февральских беспорядков (названных позже буржуазно- демократической революцией) поезд из Петрограда, убывший оттуда утром. Вскоре он ушел. Было почти 22 часа, когда сообщили, что на соседнем полустанке депутатский поезд.
    Около 22 часов прибыл поезд руководителя военного масонского кружка, военного министра Гучкова и перекрасившегося монархиста, члена Государственной Думы Шульгина. Поезд остановился на соседних путях в 15- 20 шагах от царского. Он ушел из Петрограда в 15.25, через 20 минут после прибытия Гучкова и Шульгина на вокзал. Паровоз и один вагон с салоном и спальными. Проблем с поездкой не было. По Касвинову думцы приехали в полдесятого, их встречала толпа на путях. По Шульгину приехали в 10 часов, толпы не было! Дважды подчеркнуто, что голубые фонари освещали рельсы. Через несколько путей стоял освещенный императорский поезд. В «Днях» Шульгин приписывает авторство текста отречения царю, а Касвинов утверждает, что в 1975 году Шульгин во Владимире настаивал на своем авторстве. Думцев сразу провели к Николаю, чем был очень недоволен генерал Рузский. Он фактически изолировал государя от страны и приказывал вначале привести делегатов к нему. В салон он вошел без доклада, хотя Николай без него и не начинал. Он уже все давно решил.
В 23.40 расстались с царем. Толпа на путях, по утверждению Шульгина, стояла молча, без шапок. Около часа или двух принесли второй экземпляр, подписанный императором. По некоторым сведениям, из думского поезда разбрасывали прокламации.
   16(3) марта оба литерных поезда убыли из Пскова на Двинск по Варшавской дороге. По общему мнению очевидцев платформа ярко- освещенная (с чего, интересно, она вдруг засияла?), но пустынная, свитский и царский отошли вместе, провожали несколько железнодорожников и военных.
   В дневнике Николай писал: "...нужно мое отречение... Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился... В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость, и обман".
  Мордвинов настаивает, что царские поезда ушли в три часа.
   Думский поезд, исходя из телеграммы Рузского Родзянко, ушел из Пскова около 3 часов ночи.
   На этом всё закончилось…

               Город Дно во время Великой отечественной войны

 Во время Великой Отечественной войны тысячи дновцев сражались на фронтах. Когда наши войска с боями оставляли город,бойцы истребительного отряда вместе с солдатами железнодорожных войск взорвали депо, электростанцию. Два года во время фашистской оккупации дновское подполье возглавляла служащая железной дороги А. А. Бисениек. Подпольщики вели разведку, проводили диверсии, вели агитацию среди населения. Имя подпольщицы, расстрелянной фашистами в лагере смерти под Порховом, которой спустя 22 года присвоили звание Героя Советского Союза, теперь носит одна из улиц города.

Впервые фашистские самолеты бомбили Дно 10 июля 1941 г . ...К 18 июля 1941 г . город эвакуировался. Были вывезены оборудование депо. Бойцы истребительного батальона вместе с солдатами железнодорожных войск взорвали депо, электростанцию, водокачку. Последний эшелон уходил из Дно в 3 ч. ночи 19 июля под грохот боя с вражеским десантом на северной окраине города. Дновские паровозники уходили в паровозные колонные резерва Главного командования. 26 дновских паровозников топили в блокадном Ленинграде котлы 5-й ГЭС.
    ...Дновскому железнодорожному узлу в военных планах гитлеровцев было отведено важное место. Здесь сходились дороги от Ленинграда и Старой Руссы, где наши войска остановили врага. По железной дороге Ленинград-Витебск при необходимости было удобно вести переброску войск с одного направления на другое. 

В период Великой Отечественной Войны дновцы оставили о себе память, достойную многих поколений потомков! Это была настоящая РЕСПУБЛИКА, партизанская республика на территории оккупированной врагом. Партизанская Бригада контролировала территорию в 9600 квадратных километров. В Партизанском крае люди жили по законам Советской власти: работали сельсоветы и колхозы, учились дети, отмечались праздники.

   Отряд "Дружный" прикрывал партизанскую республику с севера, участвовал в налетах на вражеские гарнизоны, взрывал участки железной дороги, пускал под откос вражеские эшелоны, рвал связь, жег склады, уничтожал живую силу противника. Участвовали дновцы и в одной из самых крупных операций 2-й Ленинградской партизанской бригады — в штурме города Холма, превращенном оккупантами в сильный опорный пункт. Свои боевые действия "Дружный" начал с разведки, небольших засад и взрывов железнодорожного полотна на участках Дно — Волот и Дно - Бакач. На шоссе удеревни Бельско на партизанских минах подорвались три грузовика с вражескими солдатами. Вот, что вспоминал о том периоде бывший командир группы подрывников В. И. Власов: "Перед нами была поставлена первая боевая задача — ночью взорвать немецкий эшелон на участке железной дороги Морино — Мяково. Прибыв на место, мы нарушили телефонную связь между Дно и Старой Руссой, заложили под рельсы взрывчатку и связки немецких гранат, приспособили взрыватели и протянули шнур в заросли придорожного леса. Укрылись и стали ждать. В два часа ночи услышали приближение поезда. Взрыв произошел перед самым паровозом, который пошел под откос, увлекая за собой вагоны и платформы с боевой немецкой техникой и вооруженной охраной. С этого и начался боевой счет ударов дновских партизан по фашистским захватчикам..."

    Помимо боевых действий партизаны выполняли задания комиссара М. И. Тимохина. Проводили агитационно-массовую работу среди населения временно оккупированных территорий Дновского и соседних районов, разъясняли обращения ЦК ВКП(6) к народу, призывали патриотов к беспощадной борьбе с врагом, снабжали жителей населенных пунктов сводками Совинформбюро, распространяли листовки и политическую литературу, налаживали связи. Выходила в отряде и газета "Дновец", редактором которой был Иван Антонович Шматов. Газету распространяли не только партизаны, но и добровольцы из числа местного населения. Благодаря этой работе, росла и крепла связь с народом. Увеличивалась и численность партизанского отряда. Вскоре после выхода в немецкий тыл "Дружный" вместе с другими двенадцатью отрядами, действовавшими восточное отрезка железной дороги Дно—Сущево, вошли в состав 2-й Ленинградской партизанской бригады, которой командовал Н. Г. Васильев. Комиссаром был С. Н..Орлов, а начальником штаба — А. С. Афанасьев. Бригада контролировала территорию в 9600 квадратных километров.

  В Дновском районе фашисты сожгли 28 деревень. Села пустели, люди прятались от произвола, кто где мог. Вместе с тыловыми 16-й и 18-й немецкими армиями на наших северо-западных землях появились новые "хозяева" — прусские помещики и уцелевшие после революции белогвардейцы. Так, например, в город Остров вернулся помещик Богданов, владения порховского совхоза "Полоное" захватил помещик, он же военный комендант Хильман, а в Дно обосновался немецкий барон Адольф Бек. Он получил в собственность земельные угодья совхозов "Искра", "Дновский массив", "Гари", "Вишенка". Крестьяне 14 деревень под страхом смерти вынуждены были от зари до зари работать, как крепостные, на барона Бека. По воскресным дням, как рассказывали очевидцы, помещик с борта спортивного самолета любил осматривать свои владения... Однако продолжалось это недолго. Политуправление Северо-Западного фронта Красной Армии под лозунгом "Смерть немецким оккупантам!" выпустило листовку с красноречивым названием — "Конец Адольфа Бека". Приведем дословно этот уникальный и незабываемый документ военной поры: "В мае 1942 года в Дновском районе Ленинградской области на землях совхоза "Гари" обосновался немецкий помещик Адольф Бек. Опираясь на штыки гитлеровских солдат, Бек объявил своей собственностью 5700 гектаров русской земли. Население 14-ти деревень Крутецкого, Рвовского и Панкратовского сельсоветов, всего около 1000 крестьянских хозяйств, от зари до зари работало на Бека. Ежедневно каждое хозяйство выставляло 1—2 работников, не получая за это ничего: ни хлеба, ни денег.

   Зверской расправой, палками и пытками думал Бек закрепить свое господство над дновскими колхозниками. Когда в воскресный день девушки деревни Панкратово пошли на гулянку, Бек заставил их в наказание переносить тяжелые бревна. Работать 7 дней в неделю на барина — таков закон немецких рабовладельцев. Колхозница Анна Ц. присела отдохнуть на сенокосе и покормить своего грудного ребенка. Но тут же была избита Беком. В группу стариков, женщин и детей пьяный Бек стрелял из автомата.

  Казалось, сбылись давнишние мечты алчного и кровожадного немца-крепостника. Он благодарил своего фюрера и строил широкие планы закабаления крестьян Псковщины. В 1942 году отбывали барщину у него 14 деревень, а ''в будущем году, — хвастал Бек, — мой фюрер даст мне 114 деревень. Наши имения будут центром колонизации России". Но не вышло так. как хотел Бек.  Не стерпели дновскис колхозники. Темной ночью 28 июля 1942 года два десятка отважных мстителей-колхозников и партизан, ворвались в гнездо, где засел Бек. Запылали склады и амбары. Полетели гранаты в дом. где. как затравленный зверь, один в предсмертном страхе, оборонялся Бек. Несколько минут, и не стало Бека. Далеко, на много десятков километров, было видно зарево пылавшего имения "Гари". В Дно и Порхове, по всей Псковщине радовались русские люди. Меньше стало одним насильником. Разгром "Гари" — это только начало. Еще живы соседи Бека, новоявленные гитлеровские помещики, захватившие совхозы "Искра", "Дубня", "Дновский массив", "Волышево", "Полоное". В великом страхе эти проклятые крепостники-немцы ждут своей очереди.   Русские люди, не заставляйте немчуру долго томиться в ожидании. Уничтожайте эти имения, где таится неволя и рабство для вас. Кончайте с немецкими помещиками. Не работать на них, а убивать каждого из них - святой долг советских патриотов.   Вышибайте немчуру с Советских земель! Беспощадная смерть немецким захватчикам!"

   Во многих деревнях окрест озера Белого жители знали о партизанах-дновцах. Не только по диверсиям, боям "местного значения", но и по личным встречам. Во время их партизаны получали сведения о немецких гарнизонах и хлеб, жители оккупированных деревень узнавали правду о положении на фронтах и брали для распространения листовки, напечатанные в якобы "взятом" гитлеровцами Ленинграде.

   Сохранилась немецкая карта, на которой обозначены районы действия советских партизан против группы фашистских армий "Север". Самым крупным сосредоточением партизанских сил противник справедливо считал район южнее и юго-восточнее станции Дно. На карте от заштрихованного черным дновского участка тянулись стрелы к важнейшим коммуникациям. Они обозначали направления ударов партизан по наиболее уязвимым местам тыла 16-й немецкой армии. Обстановку на карту наносил не кто иной, как сам командующий группой "Север" фельдмаршал Риттер фон Лееб. Откуда же узнавали партизаны о передвижении войсковых подразделений противника, об эшелонах с боевой техникой, о планах карательных экспедиций врага? Сведения, как правило, поступали от дновского подполья, в том числе и от Анастасии Александровны Бисениек.
   ...24 февраля 1944 г . в 21.00 Москва залпами из 124 орудий салютовала доблестным войскам, освободившим город". ...Началось восстановление. "Работали под бомбежками. Фронт был всего в 90 км , под Псковом и немецкая авиация совершала частые налеты. Рабочие паровозного и вагонного депо развернули в теплушках простенькие мастерские и кузницы, к которым свозили и сносили покореженные рельсы. Их укорачивали и укладывали на полотно. Чтобы восстановить хоть два ряда станционных путей, разбирали пока не нужные тупики. В короткий срок было уложено 11 км рельсов. Солдаты железнодорожных войск восстановили поврежденные участки пути между Дно и Волотом. Над старой артезианской скважиной встала новая колонка для паровозов. 28 марта в Дно загудел паровоз, а 4 апреля через станцию пошли поезда. В конце апреля - начале мая 1944 г . в Дно прибыл строительно-восстановительный отряд управления железной дороги. Вскоре в городе открылась школа ФЗО. За подвиги в Великой Отечественной войне звание Героя Советского Союза присвоено еще шестерым дновцам, погибшим в боях за свободу Отчизны – А.К. Антоненко, М.И. Васильеву, В.И. Зиновьеву, В.С. Омельянюку, В.Я. Петрову, Н.Я. Сиротину.

 

 

Сайт http://www.spb-vitebsk.narod.ru   © Васильев Константин, 2005-2010

Hosted by uCoz